Школа. Мнение учителей: у нас слишком много лишних «бумажек»!

19 сентября стартовал новый проект «Школа.LIVE», на котором участники образовательного процесса: представители школ, родители учащихся и непосредственно сами ученики, обсуждают наиболее волнующие вопросы в области образования.

Так, в первой программе на тему: «Учитель пишет отчеты: нужна ли бюрократизация школы?», участники сразу разделились на две группы, имеющие диаметрально противоположные мнения. Первые считали, что заполнение лишних бумаг является только потерей времени, лишь отрывая учителя от образовательного процесса, и не ведет ни к чему более, вторые — что это обязательная часть работы преподавателя, которая необходима для эффективной организации учебного процесса. Некоторые учителя высказали свое недоумение по поводу такого документа, как планирование, без которого учитель не может работать. Ведь, по их мнению, этот документ – ни что иное, как переписывание федеральной программы для конкретного класса, при этом совершенно непонятно зачем учителю это нужно делать. И это правило существует не в конкретной школе, а повсеместно. Директор одной из школ подтвердила, что ей, действительно, приходится проверять подобные документы, хотя, если бы это не было предписано инстанциями выше, она бы этого не делала. Однако, по ее же мнению, учителю, только начавшему свою преподавательскую деятельность, заполнение такого документа необходимо. С этим согласились и другие участники программы, отметив, что планирование помогает лучше вести занятие, а некоторые учителя просто не представляют проведение своего урока без составления предварительного плана. Несмотря на долгие дебаты, к единой точке зрения в данном вопросе так и не пришли.

Так как же, все-таки, проверять эффективность работы преподавателя, если отменить заполнение подобных бумаг? Здесь представители сферы образования выразили единое мнение: самым эффективным методом проверки является личное присутствие директора на уроках. В советских школах директор обязательно выделял несколько часов на посещение уроков. Сейчас же, по мнению многих экспертов, руководители школ в большей степени являются только управленцами, выполняющими исключительно менеджерские функции, все дальше уходя от реального процесса образования. Директора столичных школ согласились с тем, что необходимо больше посещать уроки с целью выявления профессионализма учителей.