Обеспечение комфортных условий обучения. Эргономика
Для начала разберёмся с самим термином эргономика. Эргономика – это наука о приспособлении рабочего места, предметов и объектов для удобства использования человеком, учитывая физические и психологические условия. Эргономическая система в образовании имеет такие составляющие: преподаватель, учащийся, средства обучения и учебно — предметную среду. Понятие информационно — предметная среда означает эффективно организованное пространство, которое позволяет преподавателю качественно преподносить свои знания, а ученику хорошо запоминать материал.
Составляющие школьной эргономики
- правила поведения в здании школе, классе, на прилегающей к школе территории, обеспечивающие детскую и общественную безопасность.
- средства обучения – это учебники, пособия, экспонаты, материалы, а также мебель для их размещения.
- педагогическое оборудование – мебель, лабораторное оборудование и др.
- оформление информационно — предметной среды.
Источник комфорта
Школьные правила призваны раскрыть потенциал ученика и обеспечить максимальные возможности восприятия знаний. Любой объект информационно — предметной среды должен быть не только источником знаний, но и помогать раскрываться личности учащегося, развивать стремление к самосовершенствованию. Обучение должно вызывать интерес, увлекать детей.
Важные требования касаются обеспечения психологического комфорта среди всех участников обучающего процесса, взаимодействия обучающихся с преподавательской средой. В школе должна преобладать атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми. Только на принципах сотрудничества можно воспитать мыслящего человека, способного принимать решения и нести за них ответственность.
Правила требуют обеспечить порядок средств обучения в информационно — предметной среде. Они затрагивают внутренний распорядок организации учебного процесса. Каждой предмет обучения должен быть легкодоступен и иметь методические указания. Также необходимо уделить внимание оформлению предметной среды. Оно должно соответствовать особенностям учебного предмета. Важной частью является художественное оформление – это картины, скульптуры и др., это способствует развитию эстетического вкуса и воображения.
Школа – это место развития ребёнка и мы должны обеспечить максимально комфортные условия для раскрытия его личности.