Обеспечение комфортных условий обучения. Эргономика

Для начала разберёмся с самим термином эргономика. Эргономика – это наука о приспособлении рабочего места,  предметов и объектов для удобства использования человеком,  учитывая физические и психологические условия.  Эргономическая система в образовании имеет такие составляющие: преподаватель,  учащийся,  средства обучения и учебно — предметную среду.  Понятие информационно — предметная среда означает эффективно организованное пространство,  которое позволяет преподавателю качественно преподносить свои знания,  а ученику хорошо запоминать материал.

Составляющие школьной эргономики

  • правила поведения в здании школе,  классе,  на прилегающей к школе территории, обеспечивающие детскую и общественную безопасность.
  •  средства обучения  –  это учебники,  пособия,  экспонаты,  материалы,  а также мебель для их размещения.
  • педагогическое оборудование  –  мебель,  лабораторное оборудование и др.
  • оформление информационно — предметной среды.

Источник комфорта

Школьные правила призваны раскрыть потенциал ученика и обеспечить максимальные возможности восприятия знаний.  Любой объект информационно — предметной среды должен быть не только источником знаний,  но и помогать раскрываться личности учащегося,  развивать стремление к самосовершенствованию. Обучение должно вызывать интерес, увлекать детей.

Важные требования касаются обеспечения психологического комфорта среди всех участников обучающего процесса,  взаимодействия обучающихся с преподавательской средой.  В школе должна преобладать атмосфера взаимопонимания между детьми и взрослыми. Только на принципах сотрудничества можно воспитать мыслящего человека, способного принимать решения и нести за них ответственность.

Правила требуют обеспечить порядок средств обучения в информационно — предметной среде. Они затрагивают внутренний распорядок организации учебного процесса.  Каждой предмет обучения должен быть легкодоступен и иметь методические указания.  Также необходимо уделить внимание оформлению предметной среды.  Оно должно соответствовать особенностям учебного предмета.  Важной частью является художественное оформление – это картины,  скульптуры и др.,  это способствует развитию эстетического вкуса и воображения.

Школа – это место развития ребёнка и мы должны обеспечить максимально комфортные условия для раскрытия его личности.